|
|
23.12.2020 Применение LEGO-конструктора (робототехники) в начальной школе, как средство формирования профориентационной деятельности младших школьников
|
Стремительное формирование информационных технологий является одним из факторов, характеризующих вектор развития современной цивилизации. Человечество неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Школьникам, только пришедшим в образовательное учреждение, уже предстоит осваивать новые профессии, новые технологии и решать новые задачи.
Образовательная робототехника - это новейшее междисциплинарное направление обучения школьников, способствующее интегририровать знания о физике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, а также позволяющее заинтересовать школьников в процесс инновационного научно-технического творчества. Образовательная робототехника ориентирована на популяризацию научнотехнического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди школьников.
Уроки в начальной школе с применением робототехники решают такие задачи, как:
- Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся;
- Повышение мотивации учащихся к процессу обучения и изобретательству;
- Реализация межпредметных связей с окружающим миром, информатикой и математикой.
- Развитие у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.
- Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.
Кроме этого, использование робототехники в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Робототехнику можно отнести к наиболее перспективным направлениям в области информационных технологий. И это не удивительно, так как развитие современных производств, таких, например, как автомобилестроение и ракетостроение, которые также популярны в Самарской области, на данный момент немыслимо без использования роботизированных систем. Не случайно робототехника стала одним из приоритетных направлений Сколково.
В ГБОУ СОШ села Васильевка имеются наборы LEGO- конструктора (LEGO Education) для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной степени сложности для глубокого погружения в основы инженерии и технологии, с помощью которого осуществляется процесс внедрения робототехники на уроках в начальных классах.
Во время монтажа конструкций происходит профориентационная работа, благодаря которой учащиеся могут попробовать себя в роли таких востребованных профессий, как инженеры, технологи и тд. Но кроме этого, они также могут попробовать себя в профессиях, которые только появятся в будущем. Такие профессии как проектировщик домашних роботов, инженер-композитчик, проектировщик- эргономист и тд. Данные профессии входят в разработанный сборник Сколково "Атлас новых профессий", представляющий собой сборник перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. На основе анализа "профессий будущего", мы решили использовать элементы робототехники, которые в начальных классах можно реализовать на таких уроках, как окружающий мир (темы: "Планеты Солнечной системы", "Профессии" и тд.), технология (темы: "Реклама", "Конструктор" и тд.), математика (темы: "Периметр", "Площадь" и тд.) .
В результате применения LEGO-конструктора (робототехники) в начальной школе учащиеся научатся:
• моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• разрешать конфликты - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• конструировать различные модели; использовать созданные программы;
• применять полученные знания в практической деятельности.
В заключении можно сказать, что внедрение единой системы обучения основам робототехнике в школе будет являться важным этапом развития технических навыков и умений школьников. Основы робототехники в школе позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами и технологами. Именно поэтому внедрение образовательной робототехники в школу - большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации.
Самаркина Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ села Васильевка
им. Героя Советского Союза Е. А. Никонова
|
|
|