Паспорт доступности ГБОУ СОШ с. Васильевка
Паспорт доступности СПДС "Василек"
ГБОУ СОШ с.Васильевка является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования. Ежегодно в контингент школы составляет до 339 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. 
На сегодняшний день в нашей школе 29 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В ГБОУ СОШ с.Васильевка таких учащихся 10, среди которых 2 имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.
С 2012 года коллектив ГБОУ СОШ с.Васильевка работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в ГБОУ СОШ с.Васильевка призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Учебный план для обучающихся по адаптированным образовательным программам (вариант 7.1.) Начальные классы
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал)
Для информации. Закон N124-ФЗ
Введение ФГОС ОВЗ. СаНиПин.
Приложения к акту обследования, к паспорту доступности
Анкета обследования
План-график по реализации программы «Доступная среда» для детей-инвалидов с ОВЗ и детей-инвалидов ГБОУ СОШ с. Васильевка
Проект «Школа доступная всем»
План мероприятий, направленных на создание условий для реализации государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет субсидий государственной программы российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ТНР (ФГОС, НОО ОВЗ вариант 5.1)
Программа инструктажа работников ГБОУ СОШ с. Васильевка по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи
Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктажа персонала в ГБОУ СОШ с. Васильевка
Об организации питания учащихся ОВЗ
Организационное обеспечение
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
1. Положение о реализации инклюзивной практики в ГБОУ СОШ с.Васильевка.
2. Положение о классах интегрированного обучения
3. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме учреждения.
4. Программа коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).
5. Договор с родителями детей с ОВЗ о предоставлении общего образования в инклюзивной форме.
6. Приведены в соответствие должностные инструкции: методиста-координатора по инклюзивному образованию.
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Положение об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Материально - техническое обеспечение
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Смонтированы входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2014 году за счет федерального бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами: аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП).- это сесорный кабинет и кабинет ЛФК.
Наименование
|
Источник финансирования
|
Затраченные средства, руб.
|
Сенсорная комната, ЛФК
|
Федеральный уровень в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»
|
1800000
|
Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний
ЛФК – лечебно-физкультурный комплекс для занятий спортиавной гимнастикой для детей с ОВЗ
Наполняемость сенсорной комнаты
· мягкое и тактильное оборудование
· светозвуковая панель
· воздушно-пузырьковая трубка
· развивающее оборудование
· сухой бассейн
Интерактивные панели способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.
Специальная клавиатура предназначена для содействия в использовании компьютера учащимся с ограниченными моторными и зрительными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.
Перечень оборудования для обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Расписание работы кабинета ЛФК и сенсорной комнаты
Информация о материально-техническом обеспечении для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пандус для входа в начальную школу
.jpg)
Пандус для посещения столовой
.jpg)
Туалет для инвалидов
.jpg)
Эвакуационный вход-выход

Эвакуационный вход-выход

Кадровое обеспечение
Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. 2 педагога прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов, 16 педагогов прошли обучение по программе специфики реализации обучения детей с ОВЗ. На протяжении трех лет осуществляется внутрифирменное обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого - педагогическое сопровождение
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психолого-педагогической поддержки.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.
Нормативные документы
· Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
· Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принят Государственной Думой 25.04.2012 г.
· Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
· Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
· СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605)
· СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73)
· Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р)
· Распоряжение N2181-р от 26 ноября 2012г. Об утверждении государственной программы "Доступная среда"на 2011-2015 годы (в новой редакции)
· Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
· Государственная программа "Доступная среда" на 2016-2020 годы
· Постановление Правительства РФ N297 от 15 апреля 2014 г. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 годы"
· Распоряжение Правительства РФ N1365-р от 21 июля 2014 г. "О плане реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»"
· Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
· Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
· «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложение N 2 и N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 г. N 379н
· Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
· Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития»
· Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
· Приказ Минздравсоцразвития России N 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руоводителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»
· Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
· Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»
· Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения»
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
· Утвержденая Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года, Пр-271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
· Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
· Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
· Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
· Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Рекомендации учителям
· Информационно - методический портал по инклюзивному и специальному образованию
· Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
· Рекомендации по обучению детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
· создание в ГБОУ СОШ с.Васильевка специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
· социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
· реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
· позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
· обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Программа «Доступная среда» в ГБОУ СОШ с.Васильевка направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
· выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
· осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
· даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
· обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
· - позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
· - обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в ГБОУ СОШ с.Васильевка направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив ГБОУ СОШ с.Васильевка на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в ГБОУ СОШ с.Васильевка для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
· развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
· реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и общего основного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
|